Назначение и цели
создания КТК
Моделирование различных технологических и аварийных ситуации
Назначение КТК
Компьютерный тренажерный комплекс представляет собой программно-вычислительный комплекс в составе одного или нескольких персональных компьютеров (ПК), оснащенных системным и прикладным программным обеспечением, и объединенных в единую локальную сеть.
Программное обеспечение компьютерного тренажера включает в себя максимально приближенные к реальным динамические модели процессов химической технологии, автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), а также системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ).
Динамические модели представляют собой системы дифференциальных уравнений, описывающих гидродинамические, массообменные, кинетические, термодинамические, равновесные и другие аспекты процессов химической технологии.
Динамические модели настраиваются на каждый технологический объект индивидуально, тем самым достигается адекватная имитация процессов, протекающих в оборудовании, в широком диапазоне изменения параметров технологического режима.
Учебно-методическое обеспечение, включающее в себя комплекс упражнений, электронно-справочную систему, обеспечивают высокую эффективность процесса обучения.
Все действия операторов, реализуемые в процессе выполнения упражнения, и параметры технологического режима, записываются в базу данных.
Для объективной оценки уровня знаний и навыков управления технологическим процессом применяется комплексная экспертная система оценки действий операторов, позволяющая объективно оценить уровень их подготовки.
Это позволяет моделировать различные технологические и аварийные ситуации
Цели создания КТК
Разработка компьютерного тренажера преследует следующие цели:
- обучение навыкам безопасного управления технологическими процессами в штатных пусковых, переходных и установившихся режимах;
- обучение и приобретение практических навыков выполнения работ по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
- непрерывный и периодический контроль и тестирование уровня знаний и навыков ведения технологического процесса и локализации аварийных ситуаций.
На рисунках представлены общая и детальная схемы замещения реального технологического объекта его математической моделью для обучения персонала предприятия.
Рабочее место обучаемого полностью идентично рабочему месту оператора-технолога, управляющего реальным технологическим процессом на производстве
- повышение качества подготовки рабочих и инженерно-технического персонала, занятых ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования, а также повышение на этой основе качества ведения технологического процесса;
- снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций по причине проявления человеческого фактора.